Функции радио
Во время Великой Отечественной войны радио выполняло сразу несколько функций. Во-первых, вещание для жителей Советского Союза. Проводное радио широко использовалось для оповещения людей о налетах вражеской авиации и оставалось практически единственным источником информации.
В военные годы проводное вещание стало повсеместным. Жители хотели знать новости. Единственным способом слушать новости были репродукторы («Рекорд», «Зорька»). Они были чувствительными, немножко дребезжали, но, в целом, это была очень удачная вещь. Репродукторы гарантировали очень хорошую разборчивость речи слушателями.
Идеалом дикторского чтения у микрофона был, конечно, Юрий Борисович Левитан с его специфическим голосом с «приподнятыми» верхами.
Любопытен тот факт, что точек проводного вещания в деревнях после окончания войны стало больше, чем до нее.
Дело в том, что в период освобождения захваченных фашистами территорий практически через 20 километров после фронта уже шли связисты, восстанавливали гражданскую связь и обязательно проводное вещание.
Вторая часть вещания – на занятые немцами советские районы. Сигнал функционировавшего там эфирного радиовещания немцы пытались глушить, но это было очень трудно сделать. Для этого было необходимо по всей данной территории (буквально через каждые 50-100 километров) поставить передатчики.
Другая важная функция – это глушение радиопередач на русском языке, которые вели противники. Для этого требовались специальные передатчики, по мощности примерно равные вещательным. К слову, в СССР строились самые мощные радиопередатчики в мире.
Для эффекта глушения сигнала использовали пластинки, которые воспроизводились в обратную сторону с помощью моторчика. Этот метод позволял полностью закрыть любую речевую информацию.
Работа вещательных станций
В годы Великой Отечественной войны особенно сложно дело обстояло с вещанием в блокадном Ленинграде. Во время немецких бомбардировок разрушались радиостанции. Но их восстанавливали, переделывали из телевизионных передатчиков. В тех условиях проводное вещание было настоящим подвигом. За долгие 900 дней блокады Ленинградская радиосеть молчала меньше трех с половиной часов. Это был случай прямого попадания бомбы в центральную радиостанцию, после чего все соединительные линии были оперативно перекроссированы. Из подземного бункера и шло в дальнейшем вещание.
Голос Ленинграда слушала вся страна! Сигнал принимался радиоузлом, а затем транслировался по проводному вещанию. Ленинградское радио выводило в репродукторы звук метронома. Все люди слышали его медленный уверенный ритм. В случае опасности удары учащались. При настоящей угрозе диктор сообщал подробности: какая сторона блокадного города подвергается обстрелу. Своего дядю Леонида Степановича Мишенкова спрашивал: «Что самое страшное в Ленинграде?» И он мне говорил: «Вот привыкли, что нет еды. Привыкли, что нет света. Привыкли, что холод, канализация не работает, воды нет. Единственное, отчего становилось очень страшно, – если вдруг замолкало радио. Хотя бы на пять минут». Метроном звучал днем и ночью между передачами.
Сотрудники радио
С самого начала Великой Отечественной войны кадровый состав радио был забронирован от призыва на фронт. Но это не означало гарантии безопасности. Так, Владимир Борисович Герцик, который среди советских дикторов был популярен не меньше, чем Ю. Б. Левитан, очень много летал на маленьких самолетах. Немецким – специфическим, тирольским – фальцетом он вел пропаганду среди фашистов. Для этих целей создавалась специальная аппаратура.
Одна из первых военных разработок Всесоюзного научно- исследовательского института звукозаписи – звукопередвижка для идеологической обработки противника. Устанавливали технику на самолет «У-2», и ночью во время планирования В. Б. Герцик начинал читать соответствующее сообщение. Его называли «голосом с неба».
Прямой передачи материалов с фронтовой передовой от радиокорреспондентов практически не было, поскольку для этого нужно было занимать линию телефонного провода. Военные корреспонденты ездили со звукозаписывающей аппаратурой («Престо» и немецкие устройства), которая весила примерно 50 килограммов. Однако, служила она больше для знаковых событий в стационарных условиях (к примеру, таким образом был записан исторический момент подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии), ведь радиоящик нужно было подключать к электросети.
Обычную запись иногда делали по-другому: конец провода уходил в радиодом, и все записывалось на пластинку. Рекордер царапал 420- миллиметрового диаметра стеклянный диск, политый специальным лаком. Электроакустическое качество пластинок было очень высокое, сравнимое с первыми магнитофонами.
Кстати, вещательные магнитофоны в 1939 г. одновременно сделали немцы и японцы. Для армии создали более простые, портативные варианты, но носить их в сумке было невозможно: вес аппаратуры достигал 30 килограммов.
В период Великой Отечественной войны радиоматериалы и музыкальные передачи транслировались как в записи, так и в прямом эфире (при этом качество звучания было лучше). Тексты читали дикторы. Радиовещание в военные годы явилось основной идеологической силой – без этого войну не выиграть.