К приходу относятся селения: Осовцы, Белин, Адамово, Гута, Крестиново, Ялочь, Язвины. Церковь в д. Осовцах существовала с давних времён и неизвестно кем и когда построена. В 1780 г. храм из-за обветшания был перестроен помещиком Климентом Ожешко. Около церкви построена деревянная колокольня. В 1836 г. устроен иконостас. В церкви находилась чтимая икона Божией Матери «Скорбящая», которая почиталась чудотворной «живописи выразительной», писана на холсте масляными красками.
В 1814 г. икона покрыта серебряной ризой с позолоченными венцами над ликами и украшена «блестящими» камнями. Полагается, что первоначально икона находилась в Белинской церкви, которая была устроена в имении Ожешко в 1785 г. (в 1785 г. икону переносили в д. Осовцы). Икона находилась на горнем месте, но в 1880-х гг. от обветшания Белинская церковь была разрушена и икона перенесена в Осовецкую церковь. Икону поместили на левом клиросе у стены в позолоченном киоте, который был устроен усердием жертвователей в 1893 г. Празднование иконы совершалось 15 августа (на Успение) и на это богомолье собиралось много народа из окрестных селений в том числе из католиков.
В 1861 г. была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались 41 мальчик и 10 девочек. В 1876 г. был произведён ремонт церкви: устроен новый иконостас, исправлена крыша, поправлен фундамент, и 26 сентября 1876 г. церковь была освящена. В советское время церковь не закрывалась. С начала ХХI в. храм посещали богомольцы из разных мест Белорусси из-за популярности его настоятеля о. Виктора Сороки. До 2019 г. – единственный храм благочиния, в котором не использовалось электричество и отопление, является памятник народного деревянного зодчества.
В истории любой белорусской деревни есть события, которые и через многие годы не забываются, остаются в памяти жителей и как легенда передаются из поколения в поколение. Часто это касается военных событий, когда судьба отдельных людей или всей деревни висела на волоске и в один день могла стать трагической.
В 1942 г. всех жителей д. Осовцы полицаи собрали в центре на площади около пересечения дорог. На перекрёстках дорог и на въезде в деревню вскоре после начала войны люди стали устанавливать кресты. Это делалось для того, чтобы обозначить, к какой вере относятся жители деревни, и защитить их от беды. Около креста, и стояли люди, окружённые карателями. Напуганные люди понимали, что их ждёт расстрел. Один из них, старый деревенский дед попросил привести местного батюшку. «… Пусть он помолится за нас, за наши невинные души…»
Немец выслушал переводчика и приказал полицаям привести священника. Священник Антон Олехнович сразу стал на защиту осовецких жителей и обратился к немецкому офицеру с такими словами: «Господин офицер! Немецкая нация издавна считается одной из самых культурных в Европе. Она дала миру много знаменитых философов, литераторов и музыкантов. Все они проповедовали гуманизм, и никто из них никогда не мог подумать, что немцы могут расстреливать невинных заложников. То, что вы хотите сделать, – недостойно вас, немцев. Я помню войну 15-го года, здесь были бои. После боя возле церкви вместе были похоронены немецкие и русские солдаты. Ничего подобного тогда немецкие солдаты не делали. Посмотрите, тут стоят простые крестьяне. Здесь есть женщины и дети. Они своими руками каждый день зарабатывают свой хлеб насущный. Я знаю всех людей в Осовцах. Это мирные жители, и никаких партизан они не знают. А в том, что кто-то напал на ваших солдат, их вины нет. Не берите на свою душу грех!» – из воспоминаний одной жительницы, которая находилась там. Переводчик перевёл слова священника. Немец задумался над словами батюшки. Отец Антон сумел найти где-то на дне его души каплю человечности. В итоге их длительного разговора немец принял решение расстрел отменить.
В храме д. Осовцы было несколько настоятелей: иерей Каспер Шеметилло (1861 г.); иерей Иоанн Вераксин (24.02.1880-1901 гг.); иерей Алексей Осеченский (1901 г.); иерей Антоний Алехнович (1930-1940-е гг.); протоиерей Виктор Сорока (20.06.1973-13.03.2018 гг.); иерей Сергий Богуш (2018 г.); иерей Леонид Куровский (2019 г.).
Значительный вклад в историю Осовецкого храма Архангела Михаила внёс протоиерей Виктор Сорока, который прослужил в нём более 44 лет. Он был уважаем и любим не только прихожанами, но и духовенством.
Протоиерей Виктор Сорока
— А учиться вам хотелось? – спрашиваю я у отца.
— Я закончил 4 класса польской школы (1935-1939 гг.), которая была в нашей деревне, – рассказывает батюшка. – Учился хорошо, легко давалась математика. Чтобы продолжить учебу дальше, нужно было идти в другую школу. Видел, что верующих притесняли. Так и не пошел дальше учиться, помогал отцу по хозяйству. Летом, отец Иван Ефимович ездил на заработки в Ставропольский край, привозил зерно, а мы с мамой оставались на хозяйстве, с детства знал нелегкий крестьянский труд.
— А ведь был в вашем отрочестве момент, когда вы находились между жизнью и смертью, – напоминаю я отцу о драматических событиях его жизни во время войны. – Что с вами было тогда?
— Говорили, что тиф…
Батюшка вспоминает, как только в деревне появлялись немцы, дворами, через сосновую посадку бежали в лес, скитались по болотам. Дедушка Иван Ефимович был связным партизанского отряда, и в деревне оставаться было опасно: их могли схватить немцы. В это время подросток Виктор тяжело заболел. Его спрятали в деревне Пуховая у бабушкиной сестры. Больше недели юноша лежал в жару, бледный, высохший, с красными пятнами на теле, отказывающийся от пищи, мать в страшной тревоге не отходила от единственного сына. Дедушка ночью привел партизанского доктора, он осмотрел больного, дал какое-то лекарство. После его приема мальчик уснул. Но матери показалось, что он не дышит, и она заголосила. Доктор успокоил женщину, объяснив, что подросток спит, и сказал, что возможен перелом в течение болезни, надо выжидать. Бедная мать молилась и просила Бога спасти ее сына. И материнская молитва была услышана. Виктор проспал почти сутки, после пробуждения жара не было, и с этого времени стал поправляться. Он еще долго был бледным, худым, слабым, но жизненные силы постепенно возвращались к нему. Господь оставил его на этом свете. И было для чего.
Окрепнув физически после болезни, юноша начинает сам ходить в церковь. Его душа тоже окрепла, она ищет встречи с Богом. Эти посещения становятся регулярными. И наступает время, когда он не мыслит своей жизни без Бога, без церкви.
— Отец Антоний пригласил на клирос меня с другом после Успения в 1944 году, – вспоминает батюшка. – Учился петь, читать на церковнославянском языке. Со временем стал хорошо разбираться, и старый псаломщик поручал мне службу.
— А матушка потом пришла на клирос? – интересуюсь я.
— Нет, матушка уже пела, мы пришли позже, – рассказывает батюшка.
Он помолчал и не спеша продолжил:
— Я любил бывать в церкви, особенно, когда там престольный праздник. На службу в храм деревни Стрельно Ивановского района ходил пешком 25 километров, выходил с рассветом, там постою на службе и назад 25 километров, вечером возвращался домой. А на душе так хорошо, благодатно, и усталость как-то не чувствовалась. Молодым я быстро ходил, со мной мало кто мог сойтись.
Печка вытоплена, и в комнате тепло. К счастью, батюшку не тревожат, и наша беседа продолжается под тихое тиканье часов. Многое из того, что рассказывает отец, я слышала раньше от дедушки и бабушки, что-то узнаю впервые. Я смотрю на его лицо, на такие теплые и ласковые глаза и чувствую, что он весь в воспоминаниях…»
Ещё в детстве он знал, что такое лишения и жизненные трудности, поэтому сердцем понимал любого, кто приходил к нему в горе и печали. Ещё преподобный Серафим Саровский в своё время сказал о таких, как отец Виктор, что возле них спасутся тысячи.
В отце Викторе была заметна особенная любовь к совершению богослужения. Служил он часто, независимо от того, много или мало людей было в храме. Ни возраст, ни недомогания, ни крайнее переутомление – ничто не останавливало его. Скорбная весть о кончине протоиерея Виктора (13 марта 2018г.) была сразу же сообщена отцу благочинному, под руководством которого совершены все положенные по церковному уставу приготовления к погребению почившего священнослужителя. В тот же день гроб с телом отца Виктора, облачённым во все священнические одежды белого цвета, был поставлен в храме. В течение трёх дней у гроба совершалось чтение Святого Евангелия, в котором приняли участие все клирики Дрогичинского благочиния, а также священнослужители из других епархий, приехавшие проститься с почившим отцом Виктором.
Проститься со своим пастырем пришли более тысячи человек. Торжественно и красиво пел хор. Гроб с телом новопреставленного протоиерея Виктора обнесли вокруг храма, после чего траурная процессия отправилась к месту погребения. Отец Виктор по своему завещанию был погребён на сельском кладбище в деревне Адамово, рядом с могилой своей матушки.
Не случайно земной путь батюшки завершился на Крестопоклонной неделе. Он любил этот период Великого поста. Батюшка часто напоминал о смерти. Призывал молиться, призывал быть всегда с горящим светильником в душе и быть готовым к встрече с Богом. Сам батюшка ушёл готовым.
После смерти отца Виктора службу вёл отец Сергий, настоятель храма д. Ляховичи, который временно служил на два прихода. С 2019 г. настоятелем Осовецкого храма стал иерей Леонид Куровский.