Храм Рождества Пресвятой Богородицы деревни Вавуличи
BE RU
Адрес: 225612, г. Дрогичин, ул. К. Маркса, 3, Беларусь
Тел/факс: 8-01644-5-95-69, 2-04-18; E-mail: drgcrb@brest.by

Храм Рождества Пресвятой Богородицы деревни Вавуличи

Назад

Храм Рождества Пресвятой Богородицы деревни Вавуличи

Храм Рождества Пресвятой Богородицы деревни Вавуличи

церковь

Среди  сохранившихся свидетелей духовной и культурной жизни Белорусского Полесья  почетное место занимает храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Вавуличи Дрогичинского благочиния Брестской епархии. Этот храм никогда не был закрыт для молитвы.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы является памятником народного деревянного зодчества республиканского значения. Строилась церковь как униатская в 1737 г., но в 1739 г.  переименована в православную. В архивных документах 1862 г. указано, что осмотр, сделанный в 1861 г. Гродненским гражданским инженером «счёл невозможным» починить церковь, посему и предложено построить новую. Но строительство новой церкви не началось по причине отсутствия денег, и в 1878 г. был произведён капитальный ремонт имеющегося храма. После воссоединения униатов с Русской Православной Церковью храм был перестроен и принял свой  нынешний вид: прямоугольной формы, с 5-гранной алтарной абсидой, двускатной крышей и куполом-«луковкой». Известно, что в 1911 году жители окрестных деревень ездили на заработки в Америку и по возвращении пожертвовали 435 рублей на реставрацию храма. С росписью иконостаса успешно справился художник М. Бирев, и написанные им иконы радуют глаз прихожан и гостей храма и поныне. В 1885 г. при церкви было открыто училище Министерства народного просвещения.

При храме в 1885 г. было открыто министерское народное училище, где обучались крестьянские дети обоего пола. Из архивных документов сохранились метрические книги, исповедные и клировые ведомости, обыски брачные. Самый старый документ датирован 1781 г. На церковной территории находится могила священника Николая Балицкого (1874-1946), являвшегося участником Первой Мировой войны в качестве священника военного госпиталя.

За длительный период существования храма через него прошло немало священников. Удалось установить имена трех священников униатского периода:  Ян и Гавриил Фалдзистые и Лаврентий Гриньковский. Что касается православных настоятелей нашего храма, то их имена, а порой и биографические сведения удалось установить, благодаря частично сохранившемуся архиву нашего храма. Кто-то из этих священников прослужил в Вавуличском храме несколько лет, а кто-то и несколько десятилетий. Больше всех, около 45 лет, здесь прослужил священник Иосиф Васильевич Михалевич, почивший в 1890 году. Двое настоятелей храма священник Иоанн Васильевич Шеметилло (1840 – 1904) и священник Николай Алексеевич Балицкий (1874-1946) похоронены на церковной территории.

Интересны подробности биографии отца Николая, почерпнутые из архива. До принятия священного сана он был учителем, а в 1915 году был призван в действующую армию в качестве священника 55-го военно-санитарного поезда, а затем окормлял раненых воинов в 460-м полевом госпитале и за это был награжден. В 1918 году отец Николай вернулся в Вавуличи, где и прослужил до своей кончины в 1946 году.

Николай Балицкий

Священник Николай Балицкий

В трехлетний период отсутствия отца Николая прихожан храма окормлял легендарный священник Василий Антонович Котович (1849-1937), который в годы Первой Мировой войны совершал богослужения и требы на всей оккупированной немцами территории, а это было 70 приходов. В богослужебном Евангелии храма сохранился сделанный химическим карандашом автограф отца Василия: «1915, 1916 г., во дни плена немецкого населения части Кобринского уезда, на сем Божественном Святом Евангелии священнодействовал в Вавуличской церкви в праздничные и воскресные дни я, плененный иерей Василий Антонович Котович, безвыходно жительствующий в составе фермы Чабаевка».

Священник Василий Котович

Священник Василий Котович

Около 40 лет прослужил в Вавуличском храме протоиерей Мартин Скопец (1901-1989). Он родился в крестьянской семье, окончил двухклассную народную школу в Дрогичине, во время Первой Мировой войны 4 года провел в эвакуации в Харьковской области, после чего вернулся на Родину, служил псаломщиком и со временем был рукоположен в священный сан. Несмотря на то, что его служение пришлось на годы советской власти, отцу Мартину удавалось поддерживать храм в порядке и проводить необходимые ремонтные работы. Из Дрогичина, где жил отец Мартин, до храма часть пути он добирался на рейсовом автобусе, а оставшуюся часть пути, несмотря на преклонный возраст, преодолевал пешком.

Протоиерей Мартин Скопец

Протоиерей Мартин Скопец

Его преемник протоиерей Михаил Сазанович был фронтовиком, в составе 11-й ударной армии 3-го Белорусского фронта он отличился  в боях под Кенигсбергом и был тяжело ранен. А в 2005 году в числе семи священнослужителей-ветеранов Великой Отечественной войны он получил юбилейную медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» из рук Леонида Мальцева, который на тот момент занимал пост министра обороны. Известно, что отец Михаил занимался иконописью, пчеловодством и был дружен с известным по всей Беларуси своей молитвенной помощью протоиереем Виктором Сорокой, настоятелем храма Архистратига Божия Михаила в деревне Осовцы. Отец Михаил прослужил в Вавуличах 15 лет и закончил свою земную жизнь на покое в Жировичском монастыре в 2010 году в возрасте 85 лет.

Протоиерей Михаил Сазанович

Протоиерей Михаил Сазанович

В Вавуличах родился и прожил до совершеннолетия будущий новомученик Церкви Русской священник Стефан Васильевич Крейдич. Долгое время он был псаломщиком на Смоленщине и Брянщине. В 1932 г. был рукоположен в сан священника, а уже в 1936 г. был осужден за «агитацию против колхозов, внушение религиозного дурмана детям и контрреволюционные настроения» на 6 лет лагерей в Казахстане, а еще через год расстрелян. Память священномученика воспоминается 20 сентября по новому стилю.

До 60-х гг. XX в. в Вавуличском храме хранилась уникальное произведение церковного искусства – Царские врата, сплетенные из соломы, украшавшие храм с 1835 г., создателем которых был местный мастер по фамилии Климович. Просто трудно себе представить, как такую красоту могли сделать наши люди в то время. Разнообразные красивые узоры, очень тонкая техника плетения из соломки, всё оформлено очень изысканно и красиво. В круглые и овальные рамочки из плетённой соломки были вставлены иконки с изображением святых. Во всей нашей стране похожее изделие сохранилось только в Церкви древни Лемешевичи Пинского района. Очень похожая техника плетения из соломки.

Именно царские врата из этих деревень – вершина творчества белорусских народных мастеров соломоплетении XVIII-XIX вв. В настоящее время они находятся в Минске в Национальном художественном музее.

царские врата

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная, на удивление она очень хорошо сохранилась. Кровля здания из метала. По приданию она построена из леса, который рос в урочище «Застривье». Сейчас там колхозные поля. Высокое красивое здание венчает купол. Рядом с церковью стоит двух яростное здание бывшей колокольни. Красива церковь и внутри. На стенах – большие красивые иконы, увешанные ручниками местных умельцев. Красивые «царские врата». Они хоть и очень красивые, но возраст их немного меньше возраста церкви. Ранее, в те далёкие годы, здесь были другие, царские врата из ржаной соломки.

Храм является памятником народного деревянного зодчества республиканского значения и охраняется государством. Престольный праздник 21(8) сентября.

В настоящее время настоятелем храма является иерей Александр Веремейчик, в церкви проводятся занятия воскресной школы для взрослых, действует церковно-приходская библиотека. По воскресным дням совершается молебен с Акафистом Пресвятой Богородице.

Иерей Александр Веремейчик

Иерей Александр Веремейчик

Are you sure want to unlock this post?
Unlock left : 0
Are you sure want to cancel subscription?